Главная arrow Статьи arrow Блокированы в горах
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Блокированы в горах
Сегодня превращенный во время войны в руины Грозный полностью отстроен заново и стал, пожалуй, самой красивой северокавказской столицей. Здесь возведена крупнейшая в Европе мечеть и даже началось строительство сорокаэтажных высоток. В центре города есть суши-бары, кофейни, джазовое кафе, где собираются не только меломаны, но и любители английского языка и поэзии. Преступность в городе практически отсутствует. По вечерам молодежь собирается в многочисленных кафе или же просто в скверах у фонтанов. {{direct}}

Разительные перемены видны и в чеченской провинции. В Гудермесе открыт аквапарк – один из крупнейших на Северном Кавказе. Территория комплекса разделена на две части – женскую и мужскую половины с учетом религиозных требований. В городе также ведется строительство 13 многоэтажных домов, пять из которых будут 16-этажными. В Аргуне работает первый чеченский автомобильный завод. Здесь собирают по 15 вазовских «семерок» в день. Сделанные в Чечне автомобили идут не только на экспорт в Азербайджан, но и охотно раскупаются на всем Северном Кавказе. По всей республике проложены великолепные автострады, а в селах уже трудно найти дом, разрушенный во время войны.

При этом, несмотря на периодически случающиеся террористические акты, обстановка в республике в целом достаточно спокойная. «Чеченизация» конфликта принесла свои плоды: после того как сепаратистам стали противостоять в первую очередь не российские войска, а вооруженные отряды, подчиняющиеся президенту республики Рамзану Кадырову, число боевиков резко снизилось. Можно однозначно сказать, что широкомасштабные военные действия в Чечне окончились и в республике стала налаживаться мирная жизнь. Этот факт признают даже откровенные противники нынешних властей в республике. «Ситуация изменилась принципиально. Если во время первой и второй войн большинство чеченцев сочувствовали боевикам, то сегодня их поддерживают лишь единицы. Мне кажется, что это связано с тем, что в первую и вторую чеченскую в боевики шли благородные самоотверженные люди, а сегодня их ряды пополняют откровенные уголовники», – говорит «ВПК» член экспертного Совета по правам человека при президенте России Хейда Саратова.

Зона нестабильности

Сегодня, по данным российской разведки, в Чечне находятся около 120 боевиков, чьи базы расположены в высокогорных труднодоступных районах республики. Однако эта статистика фиксирует лишь членов незаконных вооруженных формирований, «официально» ушедших в горы. В реальности в чеченских селах проживают немало скрытых сепаратистов, готовых взяться за оружие при первом удобном случае.

Бандиты сожгли дом участкового Баллаудина Эльмурзаева
Фото: Павел Кассин

Вдоль дороги из Грозного в горный поселок Шатой периодически встречаются деревянные кресты – это памятники попавшим в засаду солдатам федеральных войск. Еще год назад Шатойский район был одним из самых проблемных в Чечне. Террористические акты против сотрудничавших с Кремлем чеченцев случались здесь с завидной регулярностью. Так, в 2008 году боевики отрезали голову сотруднику уголовного розыска Шатойского РОВД. Казнь была запечатлена на пленке и сопровождалась комментарием: «Так будет со всеми предателями». В том же году боевики сожгли дом участкового милиционера Баллаудина Эльмурзаева, проживающего в селе имени Асланбека Шарипова. «Я какой-то очень невезучий. В 2000 году российская авиация разбомбила дом моего брата, а в 2008-м мой дом сожгли боевики. Министр внутренних дел России издал приказ, что все милиционеры, чье имущество пострадало при исполнении ими служебных обязанностей, должны получить компенсации, однако денег мне никто не дал», – жалуется чеченский участковый. Правда, неизвестные люди в масках вскоре отомстили за Эльмурзаева, спалив дом, где проживала семья одного из боевиков. Говорят, такая тактика устрашения боевиков стала достаточно обыденной в современной Чечне.

«Сегодня нам удалось наконец взять ситуацию в районе под контроль. Могу с ответственностью заявить, что боевиков в нашем районе больше нет!» – заявил «ВПК» начальник разведки Шатойского района Юрий Пластун. Обстановка в районе действительно до удивления спокойная. В беседе со мной все местные жители заявляли, что уже забыли о войне и живут нормальной мирной жизнью. Периодически российские войска и отряды милиции «прочесывают» горы в окрестностях населенных пунктов. Я присутствовал на одном из таких мероприятий. Операция была разбита на два этапа: инспекция на БТР проселочных дорог вокруг районного центра и пешие многодневные походы российских спецназовцев по горам.

Разведчики перед выходом на задание
Фото: Павел Кассин

Если Шатойский район сегодня полностью контролируется российскими войсками, то в более высокогорных районах на границе с Грузией по-прежнему неспокойно. Так, около недели назад российская автоколонна попала в засаду на дороге Итум-Кали – Шарой в высокогорной Чечне. Боевики из гранатометов расстреляли не ожидавших нападения россиян. В результате погибли пять человек: четыре сотрудника МВД Новгородской области и чеченский милиционер из Шатойского района.

«Напавшие на российских милиционеров боевики принадлежали к группировке бандитов, которую мы вытеснили из центральных районов Чечни в труднодоступные горные районы около границы с Грузией. Что ж, война есть война. Сходите в храм Христа Спасителя и поставьте свечки за моих погибших товарищей!» – говорит Юрий Пластун. По мнению разведчика, случившаяся трагедия не является свидетельством обострения ситуации в Чечне. «Сейчас проходит широкомасштабная операция по вытеснению боевиков в высокогорные районы. Могу с уверенностью утверждать, что все бандиты в труднодоступных горных районах блокированы. Оттуда им не выбраться. Они уже сегодня испытывают трудности с продовольствием, а с наступлением холодов обречены на смерть», – утверждает Юрий Пластун.

Оптимизм разведчика вызывает определенный скепсис. Так, после того как чеченский лидер Рамзан Кадыров начал совместную с ингушскими силовиками операцию против сепаратистов, количество террористических актов в республике увеличилось в три раза. Значительно возросшая активность боевиков в Чечне позволяет предположить, что власти республики слишком поспешно уговорили Москву снять режим контр-террористической операции.

Мир в Чечне пока требует присутствия военных
Фото: Павел Кассин

Однако в самом Грозном по-прежнему уверены в скорой победе над сепаратистами. «Ситуация в республике остается стабильной. В последнее время боевики действительно несколько активизировались, но это скорее акции отчаяния. Бандиты пытаются отвлечь силы правоохранительных органов от основной операции в Ингушетии», – заявил «ВПК» пресс-секретарь чеченского президента Альви Каримов.

Новая кавказская война?

Можно соглашаться или нет с чеченским чиновником, но очевидно, что ситуация в Чечне значительно спокойнее, чем в соседних северокавказских республиках – Дагестане и Ингушетии. Как утверждает Юрий Пластун, сейчас около 80 процентов боевиков – дагестанцы и ингуши. Только с марта число боевиков в Дагестане возросло вдвое и составляет сейчас 600 человек. В Ингушетии боевиков около двухсот человек – для крошечной республики эта очень внушительная цифра. Косвенным свидетельством могущества боевиков в Ингушетии является тот факт, что в республике не торгуют спиртным, так как боевики поджигают винные магазины. Ночью сотрудники силовых структур опасаются передвигаться даже по республиканской столице – Назрани. Только за последний месяц в Ингушетии погибли 26 мирных жителей, 28 силовиков и 8 участников незаконных вооруженных формирований.

Дополнительным фактором напряжения является то обстоятельство, что полностью перекрыть границу Грузии с Ингушетией и Дагестаном так и не удалось. Еще с 2000 года основная база боевиков находится в заселенном чеченцами-кистинцами Панкисском ущелье. «По нашей информации боевики курсируют между Панкисским ущельем, Дагестаном и Ингушетией. В этой ситуации может запылать и Закавказье», – говорит «ВПК» Юрий Пластун.

Итак, не исключено, что активность боевиков в Чечне действительно скоро пойдет на спад. У сепаратистов может попросту не хватить сил на организацию террористических актов в трех северокавказских республиках одновременно. Но это гипотетическое обстоятельство не должно радовать Кремль: военные действия перемещаются в соседние северокавказские республики. Чеченская война перерастает в кавказскую.

 
« Пред.   След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011