Главная arrow Статьи arrow Престиж военного образования
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Престиж военного образования
Этот номер «Военно-промышленного курьера» появится в киосках уже после 1 сентября, когда во всех школах и вузах страны начнется новый учебный год. Вместе со студентами и школьниками за парты сядут курсанты военных училищ и институтов, слушатели военных академий, в том числе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, которые поступали уже по новым правилам и будут учиться по новым методикам. Что это за изменения? Как они отразятся на престиже военных учебных заведений, военного образования и человека в погонах? {{direct}}

Где готовить элиту

Понятно, что военное образование должно быть высококачественным, программы обучения учитывать вызовы времени, а выпускники военных вузов успешно конкурировать на рынке труда с выпускниками лучших гражданских вузов. На практике так было далеко не всегда. И вот недавно руководство Министерства обороны обосновало предложение об увеличении срока обучения в военных училищах на год, ввело целый ряд других изменений.

Процесс получения образования в военных вузах отныне будет разбит на несколько этапов. Как говорит начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Николай Макаров, после четырех лет обучения в военном училище выпускник получает звание лейтенанта и может дослужиться до должности командира роты. Но чтобы расти дальше по служебной лестнице, он обязан будет вновь повышать свой образовательный уровень на курсах или опять же в училище (от 72 до 500 часов). Лишь после этого сможет рассматриваться на должность заместителя командира батальона. А если представляется на командира батальона – должен пройти еще один дополнительный образовательный курс. Это ему необходимо для того, чтобы в будущем уверенно управлять, например, той же батальонной тактической группой (БТГ), которые создавались у нас во время контртеррористической операции на Северном Кавказе и в Южной Осетии.

Лишь с должности командира батальона офицер может поступать в академию. Раньше у нас были видовые академии: Сухопутных войск (Академия им. М. В. Фрунзе), ВВС (Академия им. Ю. А. Гагарина), ВМФ. В Академии им. М. В. Фрунзе, например, на первом курсе изучался полк, на втором – дивизия. Теперь после выхода Вооруженных Сил на новый облик, вполне естественно, полк и дивизия сливаются в одну составляющую – бригаду. Поэтому срок обучения уменьшится. А сама видовая академия преобразовывается в единый Военно-учебный научный центр, на который замыкаются все профильные курсы, училища и НИИ, которые работают на данный вид войск. Таким образом наука и образовательный процесс будут объединены. Подобная система станет действовать не только в Сухопутных войсках, но и в ВВС, ВМФ.

Высшая структура – Военная академия Генерального штаба. В ней также произошли немалые изменения. Ее статус значительно повышен. Поступить теперь в это учебное заведение смогут только военнослужащие в звании не ниже генерал-майора. Как считает генерал армии Н. Макаров, в этой высшей школе должны учиться только избранные. Ведь ее выпускники в будущем станут или главкомами, или командующими войсками военных округов...

Значительно сокращен и численный состав слушателей. Раньше в ВАГШ ежегодно принимали от 100 до 120 человек. В этом году впервые приняли только 16 человек. Причем они выдержали довольно жесткие экзамены, на которых присутствовал от начала до конца сам начальник Генерального штаба.

Здравым можно назвать и следующее решение, которое вызрело в стенах Министерства обороны и Генерального штаба. Здесь наконец-то поняли, что если мы хотим подготовить высококлассного специалиста, то он должен добросовестно учиться, а не бегать подрабатывать где-то, чтобы прокормить свою семью. Поэтому с этого года слушателю ВАГШ уже на I курсе должны выплачивать, как было продекларировано, 80 тысяч рублей дополнительно к офицерскому денежному содержанию. Кроме того, он получит благоустроенную квартиру рядом с академией. Если офицер будет учиться на «отлично», то обретет дополнительно к названной сумме еще 20 тысяч рублей. А «троечники» будут просто отчисляться. Как говорит Н. Макаров, «мы хотим, чтобы выпускник ВАГШ был надежным звеном в системе управления воинскими коллективами».

Пересмотрена и сама система военного образования в академии. Во всяком случае к 1 сентября она должна была быть полностью отработана и завершена. Суть ее в том, что 80 процентов учебного времени будет отведено для изучения военных дисциплин оперативного и стратегического уровня. Выпускник должен понимать и знать, как руководить стратегическими группировками, Вооруженными Силами в целом. А 20 процентов учебного времени на первом курсе и весь второй будут преподаваться только те науки и дисциплины, которые помогут ему адаптироваться в любой жизненной ситуации. Это международное право, финансы и другие дисциплины, знания которых порой нам так не хватает в обычных жизненных ситуациях. Словом, с таким образованием выпускник будет не только крепким военачальником, но и, по мысли руководства МО РФ, крепким хозяйственником, руководителем даже после увольнения в запас. Он уверенно сможет работать в администрации президента, правительстве, стать губернатором.

Из 18 кафедр в академии остается всего две: военного искусства и национальной безопасности и обороны. Что скрывать, до сих пор некоторые предметы в ВАГШ преподавались хоть и на высоком уровне, но все же менее качественно, чем в ведущих вузах. Поэтому к преподаванию их теперь будет привлекаться профессорско-преподавательский состав ведущих гражданских вузов: МГТУ им. Баумана, МГУ, МГИМО и других. А в чтении лекций – участвовать министр обороны, начальник Генерального штаба, заместители министра обороны. Словом, академия должна стать действительно элитным учебным заведением.

Возродить сержантский корпус

Конечно, очень важно вдохнуть новое начало и в обучение сержантского состава. Как он готовится сегодня в учебных центрах (полгода), явно недостаточно. Еще с 70-х годов мы, можно сказать, утратили настоящих сержантов. И, к сожалению, последние 30 лет только и говорим об этом: мол, у нас нет хорошего сержанта. Что он не стал опорой офицера. Но кроме говорильни, никто никаких шагов, по мнению Н. Макарова, к исправлению ситуации не предпринимал.

Фото: Леонид Якутин

В этом году в Рязани создан Центр Сухопутных войск по подготовке сержантов. Там под эгидой Воздушно-десантных войск станут готовить младших командиров. Обучение в центре будет различным по продолжительности – до 2,5 года. Помимо специального сержанты смогут там получить и общее образование, которое позволит им быть грамотными специалистами, управлять небольшими воинскими коллективами. А также адаптироваться к жизни.

Не менее важно воспитать у сержантов и тот высокий моральный дух, который присущ нашим десантникам. У них есть лозунг «Кто обидит Россию – будет иметь дело с ВДВ». Этот дух прививается и прекрасному полу. В Рязанском училище ВДВ сейчас даже взвод девчат занимается. На предложение руководства МО РФ снизить напряжение боевой подготовки они ответили категорическим отказом. Хорошо, если такой высокий моральный дух удастся привить сержантскому составу, дух десантника. Кстати, под это «заточен» учебный процесс во многих ведущих странах мира: США, Франции, Германии.

Конечно, остаются пока и проблемы. В какой-то степени приходится уменьшать военный бюджет в связи с мировым финансовым кризисом. Есть проблемы с приобретением жилья для военнослужащих из-за разницы цен на рынке жилья. Но есть статьи, которые незыблемы. Это обеспечение жильем и денежное содержание военнослужащих, снабжение войск современными образцами вооружения и техники. Не будет уменьшен и гособоронзаказ. Все остальное может быть подвергнуто корректировке.

 
« Пред.   След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011