Главная arrow Статьи arrow Призыв как коллективная кара
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Призыв как коллективная кара

Предлагаем вниманию читателей «Военно-промышленного курьера» интервью с Людмилой Алексеевой, хорошо известным российским правозащитником и общественным деятелем, главой Московской Хельсинкской группы.

– Людмила Михайловна, вы не считаете, что военнослужащие сегодня несколько отстранены от общественной жизни страны? Почему это происходит?

– О том, что народ и армия едины, у нас в стране говорили всегда. Но все-таки армия, которая, безусловно, является частью общества, – это действительно несколько обособленный объект. Катастрофически сильного разрыва между обществом и армией я не вижу. Речь идет скорее о некой особой ситуации, когда принадлежность к Вооруженным Силам подразумевает отказ от части гражданских прав. Касается это не только России. Военные в принципе некая закрытая каста, менее активная в гражданском плане часть общества, что весьма печально. Но к слову сказать, у нас и гражданские лица в большинстве своем не могут похвастаться активной общественной позицией.

– С вашей точки зрения, призыв в Вооруженные Силы – это дискриминация граждан Российской Федерации?

– Согласно Конституции России это почетная обязанность наших граждан. Но я склонна считать всеобщую воинскую обязанность скорее некой коллективной карой нашего мужского населения. Одно дело – юноша живет в семье, другое – в казарме. Физически вырванный из привычной среды молодой человек обязан зубрить устав, как Закон Божий, обязан жить по нему. Возможно, это необходимость, но по мне это кара. Все мы знаем, насколько в действительности унизительна данная «почетная обязанность». Вся нынешняя обстановка в армии направлена на нивелировку личности. Часто – на унижение и уничтожение. Военно-?служащий по-прежнему беззащитен, у него по-прежнему нет никаких прав. В нынешнем виде армия – это по сути отстойник рабства. Ты или раб, или начальник над рабами. И то, и другое не вписывается в представления о современном гражданском обществе. Это глубокая архаика.

– Возможно, устранить эти противоречия сможет профессиональная армия?

– Служащий в профессиональной армии человек сознательно выбрал свой путь, а значит, ему уже будет легче. Но профессиональная армия не гарантия от уничтожения человеческой личности, от воспитания в человеке раба. Это в большей мере зависит от государства, от задач, которые ставятся перед армией.


Фото: wikipedia.org

В современной армии все – и рядовой, и командир – должны очень здорово соображать, быть способными быстро принимать решения и самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, чтобы лучше выполнить поставленную задачу. Люди же, воспитанные в духе рабского подчинения уставу, приказу, чьим бы он ни был, на это неспособны. И в этом смысле тоже наша армия глубоко архаична. В современных вооруженных силах каждый человек должен быть личностью, должен обладать большой суммой знаний и умений. Я имею в виду действительно современную армию, такую, как, скажем, американская. Такой боец представляет огромную ценность и для своего государства, и для своего командира. Хотя бы потому, что на его обучение и экипировку были затрачены колоссальные средства. От такой боевой единицы по праву ждут большой отдачи и относятся к бойцу соответственно.

В нашей стране дико слышать, что за возвращение из плена сержанта израильской армии освободили из тюрем больше тысячи заключенных палестинцев. А в Израиле это так. Почему? Потому, что каждый человек там – большая ценность для страны. Вот когда у нас каждый солдат будет большой ценностью, тогда и мы сможем говорить о современной армии и рассчитывать на нее. Если мы отменим призыв и сделаем армию профессиональной, сохранив то же отношение к солдату – как к быдлу и те же «быдловые» условия в плане обеспечения, обучения и вооружения, это ничего не изменит.

– А такая мера, как увеличение призывного возраста, будет действенной?

– Наши призывники действительно еще совсем дети. Каждого из них ведь от мамки оторвали. Но увеличение призывного возраста – это полумера. Молодой человек за время этой отсрочки успеет жениться, у него дети появятся или просто поступит в институт. Что же студента с середины курса обучения забирать?

Надо отказаться от призыва. Нужно дать возможность нашим мужчинам нормально жить, а не выхватывать у них кусок жизни, причем даже не в пользу государства, а в угоду какой-то бессмысленности.

Мой внук проучился в институте один год, а на втором курсе его забрали в армию. Когда он вернулся через три года, те, кто с ним в институт поступал, уже учились на последнем курсе. Получилось, что парень должен был снова садиться за парту с ребятишками, а ведь за это время он по-настоящему повзрослел – три года без мамы в тяжелых условиях. Посмотрел внук на все это, подумал, развернулся и ушел.

Если мы станем брать в армию студентов, то в массовом порядке будем получать недоучек, а это не нужно ни стране, ни ее гражданину. Отслужил человек, вернулся к девушке, которая его дождалась, женился – все, иди зарабатывай деньги. Какая учеба?

Нет, как ни крути, такой путь нам не подойдет. Надо не выдумывать все время какие-то паллиативы, не увеличивать или уменьшать призывной возраст, а отказываться от призыва.

– Сейчас проводится реформа армии. Как вы считаете, в каком направлении должны двигаться преобразования?

– Пока никакого особого перевооружения армии и флота лично я не заметила. Вот, например, мы собираемся закупать за рубежом какую-то военную технику. Как будто мы недоумки и сами не можем создать что-то свое. А если действительно не можем, то виновато в этом только государство, которое довело нашу науку и ученых до такого состояния.

“В современных вооруженных силах каждый человек должен быть личностью, должен обладать большой суммой знаний и умений”

Так же, как не видно в армии массового перевооружения, нет в ней и улучшения финансово-экономической ситуации. По-моему, финансовая составляющая реформы армии просто идет в чьи-то карманы. Военный бюджет у нас засекречен, и никто не может его контролировать, а значит, это пополнение карманов тех, через кого идут эти средства.

Когда сокращаются расходы на образование и здравоохранение, эти затраты перекладываются на граждан – они сами должны себя лечить и учить. И это очень бьет по армии. Государство хочет получить здоровых солдат, которых легко можно обучать, но при этом затрудняет доступность образования и лечения. Это непременно отразится на всей стране, а значит, и на армии тоже.

– То есть вы таким образом выступаете за сокращение расходов на армию?

– В общем и целом мне действительно непонятно, почему на армию идут столь большие деньги. Во времена моего детства нам объясняли: наша жизнь так скудна, потому что все идет на вооружение. Мы все тогда жили с чувством неизбежности большой войны, к которой надо быть готовыми. А сейчас мы к чему готовимся? Кто на Россию ныне собирается напасть? Грузия? CША? Да им плевать на нас, зачем мы им? Ну завоюют, а потом что с нами делать – кормить?


Коллаж Андрея Седых

Никто нашу страну захватывать не собирается. Так зачем же сохранять огромную армию? Зачем тратить поистине безумные деньги? Надо создавать небольшую армию, оснащенную современным вооружением и военной техникой.

Если на образование и здравоохранение всего населения будут идти реальные деньги, армия автоматически станет получать здоровых и образованных людей. А так получается, что здесь подрезали – в армию отдали. Для чего? Чтобы пополнить войска полуграмотными больными заморышами?

В общем, меня не удивило возмущение относительно недавно отправленного в отставку министра финансов Алексея Кудрина. Понятно, что так поступать с армией, с людьми нельзя. Где здравый смысл при определении и утверждении размеров военных расходов? Почему с одной стороны – сохраняют призыв, заведомо обрекая армию на массовость, а с другой – вбухивают в Вооруженные Силы огромные деньги, не перекрыв каналы коррупции?

– Но как убрать коррупцию из повседневной армейской жизни, если людей, которые сопротивляются мздоимству, воровству, из армии выживают?

– Таких людей выживают отовсюду. Из армии, из милиции, с гражданских должностей. Честным людям везде трудно.

– Людмила Михайловна, вы много лет прожили на Западе, в Соединенных Штатах. Как там обстоят дела с соблюдением прав человека в армии? Сохраняется ли личное пространство военнослужащего?

– Однажды меня пригласили в Военную академию США в Вест-Пойнте. Впечатление от этого посещения осталось очень хорошее, хотя, конечно, оно поверхностное, поскольку пробыла я там всего один день. Все кадеты – так там называют обучающихся – держались довольно свободно, они задавали мне вопросы, которые их действительно интересовали. В общем, это были обычные молодые люди. Вместе с ними я обедала в академической столовой. Это огромный зал, где кадеты и офицеры садятся за один стол. Блюда для всех одинаковы. Это, конечно, не уровень дорогого ресторана, но все оказалось качественно и вкусно.

Мой внук рассказывал, как часть, в которой он служил, посетил генерал. Перед его приездом все чистили, скребли, мыли. Из нескольких ракетных установок (это были ракетные войска) собрали три. Тем не менее когда генерал прибыл, выехать на смотр смогла только одна установка. Это происходило давно, еще в советское время. Но думаю, сейчас дела обстоят не лучше.

– Как же сделать так, чтобы солдаты чувствовали себя личностью, а не «зелеными человечками», которыми запросто можно манипулировать? Где права солдат?

– А у нас с вами много прав? Нам легко их защищать, когда они постоянно нарушаются? Вот только что страна выбирала депутатов Госдумы. Между тем еще до голосования, по опросам социологов, 50 процентов респондентов говорили: «Мы уверены, что выборы будут сфальсифицированы в пользу «Единой России». Правителям нашим плевать на наше волеизъявление».

Если в стране не соблюдаются права человека, если повсюду царит коррупция, если гражданин не знает законов, то и армию как часть нашего общества не обойдут стороной эти проблемы. Необходимо добиваться, чтобы каждый гражданин нашей страны чувствовал себя правозащищенным. Тогда и военнослужащие будут защищены.

 
« Пред.   След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011