Главная arrow Статьи arrow Православие вместо интернационализма
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Православие вместо интернационализма

Недавно в Центральном доме журналиста в Москве состоялась международная научно-практическая конференция «Новые вызовы свободе совести в современной России», в которой приняли участие как ученые, так и представители религиозных и общественных организаций.

Говорилось в стенах ЦДЖ и о реализации свободы совести в Вооруженных Силах. Тема вызвала серьезный интерес у ведущих экспертов-религиоведов и правоведов. Думаю, это неудивительно: если быть объективными, то попытка внедрения в армию священнослужителей создает очень серьезные препятствия перспективам позитивного развития общества и государства. Поэтому проблемы, беспокоящие компетентное в вопросе научное сообщество представляется весьма уместным донести и до массового читателя.

Изначально неверные приоритеты

На мой взгляд, главная опасность проекта клерикализации армии и флота в том, что она нарушает основополагающие принципы самой концепции воспитания российских военнослужащих, так как эти принципы в процессе информационно-воспитательной работы требуют формирования у обучаемых научного мировоззрения.

Тем не менее глава одного из синодальных отделов Русской православной церкви Московского патриархата Всеволод Чаплин рекомендует прямо противоположное: «Надо наконец развенчать химеру так называемого научного мировоззрения». Насколько известно, священнослужители его ранга являются в церковных кругах своеобразным эталоном, на позицию которых следует равняться. Надо полагать, и священнослужителям, направляемым в войска.

Но что же было изначальным источником клерикализации армии и флота, что явилось основой этого процесса?

Как мне представляется, все началось с того, что в Концепцию воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденную приказом министра обороны РФ от 11 марта 2004 года № 70, мощное клерикально-черносотенное лобби в партии власти продавило внесение пункта о творческом использовании воспитательного потенциала различных религиозных конфессий. Тогда как пункт о совершенствовании интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов РФ поставило на следующее за ним место. Это и стало началом «заболевания», так как именно религиозные (чаще всего – православные) представления зачастую связаны с проявлениями националистических предрассудков, с негативным отношением к людям другой национальности и другой веры.

Между тем приоритетом в Вооруженных Силах многонационального и поликонфессионального государства должна быть никак не религия, а интернационализм, с которым не совместимы тенденции религиозной исключительности, шовинизма и национализма. В противовес вероисповедным истинам только этот принцип способен уберечь идеалы действительной свободы и братства всех военнослужащих, реального гуманизма. Соответственно только тогда армия будет способна защитить общество и страну.

Нельзя не отметить, что руководство РПЦ МП умудряется нарушить даже концепцию воспитания. Дело в том, что в ней справедливо отмечено: «…Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижены чувство коллективизма и общественная активность». Однако предстоятель церкви открыто призывает к индивидуализму, антитезе коллективизма.

31 мая 2011 года во время посещения патриархом Кириллом Военной академии Генерального штаба состоялась его встреча с высшим командованием и генералитетом, где он сказал о необходимости скорейшего введения штатных должностей армейских православных священников в армии. Основной аргумент такой «необходимости» патриарх сформулировал в тезисе: «Самым главным приоритетом является страх Божий, страх как нравственная категория».

Несомненно, страх смерти имеет свою основу в биологическом чувстве самосохранения. Человек больше всего боится смерти, когда его собственное «Я» для него становится центром мира. Индивидуалистически настроенный военнослужащий в идеале не имеет другого объекта, кроме самого себя, и поэтому чувствует непреодолимую потребность верить в свое бессмертие. Чем глубже проникает в человеческую душу индивидуализм, тем прочнее укрепляется в ней страх смерти. Доведенный до самой крайности, он побуждает индивидуума считать свое личное бессмертие главным приоритетом.

К чему может привести такое «воспитание» военнослужащих, предположить нетрудно. Недаром еще Г. В. Плеханов замечал, что «свойственный новейшему человечеству страх смерти, обусловливающий собою современное религиозное учение о бессмертии души, есть продукт индивидуализма».

Антиконституционная пропаганда

В армии светской поликонфессиональной России служат воины разных национальностей и верований. Законы РФ гарантируют всем российским гражданам – как верующим, так и неверующим – равные права, включая право открыто и беспрепятственно говорить о своих религиозных или нерелигиозных убеждениях, пропагандировать их или защищать. Но Московская патриархия добивается, чтобы открытое исповедание других религиозных мировоззрений, например католического, протестантских, старообрядческого, иеговистского и прочих, было запрещено.

Так, например, РПЦ МП чуть ли не требует от Католической церкви не заниматься миссионерской работой в нашей стране. Такие же требования предъявляются, например, и к Богородичному центру или Киевскому патриархату, который к тому же и вовсе является церковью зарубежного государства, к православным Автономной и Апостольской церквям. Не говоря о многочисленных протестантских организациях христиан, новых религиозных движениях. Но при этом сама Московская патриархия поддерживает целую сеть миссионерских центров, которые занимаются активной пропагандой своей конфессиональной концепции и преследованием любых других религиозных доктрин, организаций и верующих.

Интенсивное проникновение РПЦ в Вооруженные Силы, как и в другие государственные структуры, пользуется государственной поддержкой. Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и поликонфессиональной стране представляется недальновидной, создающей предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Конституции Российской Федерации.

Как отдельные чиновники РПЦ, так и различные ее представители, ссылаясь на православие, ведут планомерную работу по возбуждению неприязни и нетерпимости по религиозному признаку. То есть у всех на глазах при лояльном отношении властей и правоохранительных органов на средства государства в виде идеологической кампании совершается очевидное преступление, направленное против блага государства и общества. Поэтому представляется целесообразным пересмотреть сложившуюся практику потакания подобной деятельности. Думаю, и неспециалистам понятно, что необходимо законодательное и административно-правовое регулирование с учетом современных реалий противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам. Иначе нам бессмысленно говорить о соблюдении прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В качестве одного из примеров того, что делает правовое внимание к сложившейся ситуации в армии безотлагательным, могу предложить фильм «Батюшки особого назначения» Алексея Денисова, который распространяется Управлением по работе с верующими военнослужащими ВС РФ.

Это совместный проект Данилова монастыря, телеканала «Россия» и благотворительного фонда «Крейсер «Варяг». В фильме заместитель председателя отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами игумен Савва (Молчанов) в нарушение статей 28 и 29 Конституции РФ изрекает следующее: «То, что касается конфликтов межрелигиозных в воинских коллективах, то это догадки несведущих людей либо просто ложь, ложь атеистов. Потому что человек, когда он верит, он с особым уважением относится к тому, кто исповедует другую религию. Поверьте мне, что мусульманин к офицеру, который не верит ни во что, он никак относиться не будет, но к офицеру, который носит в своей душе веру православную, мусульманин будет относиться с высочайшим уважением».

Подобные уверения просто смешны, но такая антиконституционная пропаганда не может и не возмущать. По какому праву этот священник формирует неприязнь к неверующим или атеистам? Получается, что член религиозного сообщества, вокруг которого сегодня гремят скандалы, связанные с падением нравов, коррупцией и лицемерием, относит все эти и другие пороки на счет как раз безверия, отождествляемого с атеизмом?

Я замечал, что это задевает и некоторых моих верующих коллег. Как это вдруг православный ортодокс так быстро бросился в объятия ислама, позабыв почти 14-вековую вражду, печально известные арабские завоевания, Крестовые походы XI–XIII веков? Да несть числа войнам то под флагом джихада, то под именем Христа.

Батюшки важнее?

Но мне кажется, что здесь нет особого парадокса, а есть тенденция, обусловленная сущностью любой религии. Практически все они этничны, националистичны и нетолерантны друг к другу по самой природе. Но в атмосфере общего религиозного кризиса религиозные организации инстинктивно объединяются в борьбе против нерелигиозных сторон жизни. Поэтому и в современной армии деятельность попов будет сопровождаться нападками на свободомыслие и атеизм, столь ненавистные всем традиционным религиям. Более того, если говорить о фактическом положении в современных ВС, то им в качестве священников там было бы просто нечем заняться.

Известно, что в армии служит молодежь, которая даже во времена Средневековья и торжества религиозного мракобесия отличалась наименьшим уровнем религиозности в масштабах населения любой страны в любое время. Не говоря о современной молодежи и солдатах-призывниках. По данным социсследований, в нашей стране насчитывается всего 4–6 процентов воцерковленных православием верующих, что признает даже второе лицо в Московской патриархии – руководитель Отдела внешних церковных связей митрополит Илларион (Алфеев). А среди военнослужащих по призыву в России воцерковленных верующих насчитывается меньше одного процента. И для этого одного процента требуется вводить штатную должность «полкового попа»?

Но среди тех же солдат свыше 50 процентов агностиков и атеистов. Тогда почему же мы не посылаем туда в качестве помощников командира пропагандистов атеизма? Почему не удовлетворяем «атеистические и агностические потребности» большинства личного состава подразделений?

На практике деятельность попов в войсках заключается в религиозной пропаганде – они начинают работу в воинских частях с миссионерства, с «приобщения солдат к православию», зачастую в обязательном порядке. Поэтому мы и видим по телевидению, слышим по радио, читаем в прессе, как священники «успешно» «воцерковляют» и крестят новобранцев…

Использование подобного «научно-методического материала» со стороны структурного подразделения МО РФ, с моей точки зрения как специалиста, представляется абсурдным и антиконституционным. Собственно, и вся остальная деятельность сегодняшнего Управления по работе с верующими военнослужащими ВС РФ напоминает, по словам Максима Горького, «христианское стремление дать людям вместо хлеба насущного мыльные пузыри» («Заметки о мещанстве»).

Все это происходит в то время, когда в штатах бригад нового облика упразднены должности помощников командиров по правовой работе и некому осуществлять юридическую экспертизу проектов приказов командира (начальника), проводить весь комплекс юридических мероприятий, включая организацию правового обеспечения договорной, претензионной и исковой работы в части, а также обобщать и анализировать результаты рассмотрения в арбитражных судах дел по искам органов военного управления в части.

На сегодня военнослужащих МО РФ лишили даже возможности ознакомления с единственным ежемесячным журналом «Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение». Бесплатная подписка на данное издание отменена.

И вот на фоне этого правового хаоса в армию в противовес Конституции РФ внедряют еще и невежественных православных священников? Это ли не преступление против интересов наших соотечественников? Неужели «батюшки особого назначения» важнее в войсках, чем офицеры-юристы?

 
« Пред.   След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011