Главная arrow Статьи arrow Лавируя между Минобороны и Минобрнауки
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Лавируя между Минобороны и Минобрнауки

Реформируя военные кафедры, Генштаб надеялся повысить качествовоенного образования и одновременно избавиться от «лишних» кадровых офицеров. Пока получается только второе.

В середине 2000-х годов факультеты военного обучения (или, проще говоря, военные кафедры) в университетах наслаждались пристальным вниманием общественности, которая активно дискутировала: нужна ли стране и студентам такая ратная подготовка и на каких условиях?

Все были заинтересованы

Условия ставились следующие: после получения воинского звания студента могли не призвать в армию, а могли и призвать. Разумеется, подобная рулетка лучше, чем ничего, поэтому большинство гражданских (читай – родительских) голосов высказывалось за военную кафедру. В Минобороны эту мысль поддерживали. Как правило, достаточно профессиональный и преданный своему делу преподавательский состав вполне мог дать необходимые Вооруженным Силам кадры грамотных специалистов. Далекие от нужд войск эксперты и просто люди с аналитическим складом ума видели роль военных кафедр в предоставлении вчерашнему студенту возможности беспрепятственно начать профессиональную деятельность, не омраченную армейской службой. Короче говоря, все были заинтересованы в том, чтобы они сохранились. Несмотря на это, в 2005 году министр образования заявил о планах их сокращения, поскольку «многие военные кафедры не выполняют свою функцию и не дают военную специальность».

Кроме того, оставалась на повестке дня и другая очевидная проблема – оторванность факультетов военного обучения от реалий армии. «Пиджаков», неспособных справиться с подчиненными и эффективно выполнять функциональные обязанности, в войсках презирают все – от рядовых до генералов.

И волки голодны, и овцы не целы

В 2008 году Генштаб разрубил этот узел одним махом: кафедры сократить, студентов не призывать! Попытавшись найти компромиссное решение, «мозг армии» добился лишь следующего: волки остались голодными, а овцы выжили не все. Другими словами, желая угодить и военным, и гражданским, разозлил всех.

Несомненным плюсом для студентов явилось то, что отныне они полностью освобождались от необходимости служить в рядах Вооруженных Сил по окончании военного обучения, получая звание лейтенанта и тут же уходя в запас. Но мед был здорово подпорчен дегтем беспрецедентного сокращения количества военных кафедр: с 229 до 68, причем значительнейшая их часть сконцентрировалась в двух российских столицах: 20 – в Москве и 10 – в Санкт-Петербурге. Подавляющему большинству учащихся провинциальных вузов пришлось, скрепя сердце, отдаться военкоматам. Таким образом, для российского студенчества реформа оказалась не слишком-то удовлетворительной: одним его представителям повезло, другим – нет. Снова рулетка.

Что же получили военные? По мнению подполковника Орлова, доцента военной кафедры № 3 при МГУ, сокращение в чем-то пошло на пользу: до этого число выпускаемых специалистов многократно превышало реальную потребность в них Вооруженных Сил, в результате чего эти молодые люди становились «мертвым грузом». Тем не менее многие кафедры были закрыты слишком поспешно и необдуманно: без них остались вузы, где преподавали весьма востребованные военные специальности, включая все медицинские.

В результате повального урезания штатов оказалось, что на кафедрах банально не хватает преподавателей: зачастую вместо положенных по штату трех человек трудится только один, что никак не идет на пользу качеству обучения. В противовес этому Генштаб обещал побаловать ложкой меда. Предполагалось, что за счет сокращений высвободятся средства на развитие. Реализована идея была из рук вон плохо, и дополнительного финансирования кафедры так и не получили.

В большинстве случаев денежная поддержка идет как раз со стороны гражданского факультета, у которого есть своя выгода в исправно функционирующей военной кафедре. В целом на сегодня кафедры как бы зависли между Минобороны и `и.

Между тем руководство Генштаба собственными руками окончательно превратило военные кафедры в легальный способ «откосить» от армии путем отмены обязательной службы выпускников вузов. Стоит только взглянуть на опросы на сайтах: лишь 11 процентов студентов желают получить военную профессию, а не избежать призыва.

Впрочем, учитывая стремление Минобороны как можно больше сократить офицерский состав, таков, видимо, и был замысел. Справедливости ради надо заметить, что, как правило, заказчик оказывается доволен теми несколькими выпускниками, которые желают посвятить себя службе. Сказывается высокий профессионализм преподавательского состава факультетов военного обучения, который работает практически на голом энтузиазме: средняя зарплата на военной кафедре начинается от 4000 рублей.

Неполный шаг в верном направлении

Хорошей альтернативой военным кафедрам могут стать учебные военные центры, построенные по тому же принципу совмещенного гражданского и военного образования. Правда, с углубленным изучением материала, повышенной стипендией, бесплатным основным образованием и обязательной службой по контракту в течение трех лет. Помимо этого, выпускнику обещаны льготы, например при приобретении жилья.

Безусловно, для студента, желающего получить военную специальность и главное – применить ее на практике, такой вариант выглядит привлекательнее военной кафедры, тем более что ВУС в учебных центрах тесно связана с основной гражданской специальностью обучаемого. Дополнительные льготы тоже могут способствовать повышению популярности УВЦ среди молодежи, особенно если нынешний скудный список дополнить и расширить. В целом именно концепция учебных центров наиболее близка к столь желанной профессиональной армии. Тем не менее вследствие все еще низкого престижа военной службы вала желающих поступать в УВЦ (к слову, в стране действуют всего лишь 37 вузов с учебными военными центрами) пока ожидать не приходится. Поэтому говорить о потере актуальности военных кафедр еще рано, тем более что работают они далеко не вхолостую.

Однозначного решения проблемы нет. Система военного обучения способна выполнять (и выполняет, несмотря ни на что) свои функции, проблема лежит в человеческом факторе, точнее – в нежелании молодежи отдавать несколько лет своей жизни Вооруженным Силам РФ. Настало время решить эту проблему окончательно, ведь когда старые преподаватели уйдут с факультетов военного обучения, смены им так и не появится. Из-за этого уже закрылась не одна военная кафедра. Разумеется, можно по старой русской традиции дожидаться удара грома, но не станет ли этот удар последним?

 
« Пред.   След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011