Главная arrow Статьи arrow Танковый ленд-лиз — часть I
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Танковый ленд-лиз — часть I
Поставки бронетанковой техники в Советский Союз начались уже осенью 1941 года. 3 сентября Сталин направил письмо британскому премьер-министру Черчиллю, содержание которого последний довел и до президента США Рузвельта. {{direct}}

В послании говорилось о смертельной угрозе, нависшей над СССР, которую можно снять только открытием второго фронта и срочной отправкой в нашу страну 30 тысяч тонн алюминия, а также минимум 400 самолетов и 500 танков ежемесячно. В соответствии с Первым (Московским) протоколом США и Великобритания обязались в течение девяти месяцев поставить 4500 танков и 1800 танкеток. Под последними в советских документах тех лет часто фигурировали английские бронетранспортеры «Брен» и «Универсал».

Доставка и приемка

Первые 20 английских танков поступили в Архангельск на судах конвоя PQ-1 11 октября 1941-го. 28 октября эти машины доставили в Казань. Всего же до конца года в Советский Союз из Великобритании прибыло 466 танков и 330 бронетранспортеров. Что касается США, то в 1941 году они смогли направить в СССР только 182 танка, которые дошли до места назначения уже в 1942-м. Поступление значительного количества импортной техники потребовало создания службы военной приемки и системы обучения личного состава.

Первоначально приемка и освоение иностранных танков проходили в учебном центре в Горьком, куда боевые машины отправлялись сразу после разгрузки. Однако уже 20 января 1942 года отдел военной приемки иностранной техники был организован непосредственно в Архангельске, а 4 апреля – в Иране. При этом иранский отдел занимался только автомобилями.

К середине 1942-го Архангельский отдел приемки бронетанковой техники включал в себя группы в Бакарице, Молотовске и Экономии. Кроме него существовал отдел приемки танков в Мурманске, а приемки автомобилей и мотоциклов – в Горьком и Иране. В связи с ростом поставок по «Персидскому коридору» и через порты Дальнего Востока были организованы отделы военной приемки бронетанковой техники в Баку (март 1943-го) и Владивостоке (сентябрь 1943-го). Наконец, в феврале 1945 года за счет свертывания Бакинского подразделения открыли отдел военной приемки в Одессе.

Обучение личного состава

Что же касается подготовки экипажей для иностранных танков, то первоначально она проходила в Казанской танкотехнической школе. Уже 15 октября 1941 года из учебных танковых полков в Казань было отправлено 420 экипажей для переподготовки на английские танки. Однако, по-видимому, возможности школьной базы оказались ограниченными. Поэтому в ноябре экипажи на «Матильды» начали готовить при 132 и 136-м отдельных танковых батальонах. При 10-м запасном танковом полку была организована подготовка еще 100 экипажей (по 50 на «Матильды» и «Валентайны»). При 2-м запасном автополку проходили обучение 200 водителей бронетранспортеров. Позаботились и о поддержании боеспособности импортных машин: ремонтно-восстановительная рота 146-й танковой бригады тогда же, в ноябре 1941-го прибыла на завод № 112 для прохождения подготовки к ремонту танков «Валентайн» и бронетранспортеров.

“Всего за годы войны различными учебными частями подготовлено 16 322 экипажа для импортной бронетанковой техники”

Такая ситуация сохранялась вплоть до весны 1942 года, то есть до возобновления массовых поставок бронетехники по ленд-лизу. Уже в марте 1942-го на подготовку экипажей для иностранных танков были переведены 23 и 38-й учебные танковые полки, бронетранспортеров – 20-й танковый полк. Вскоре, однако, и этого оказалось мало. В июне 1942 года приказом наркома обороны сформированы 190 и 194-я учебные танковые бригады для подготовки экипажей американских и английских танков соответственно, а 16 и 21-й учебные танковые полки переведены с подготовки экипажей для Т-60 на обучение экипажей английских и американских танков. Штатная численность учебных полков и бригад позволяла ежемесячно готовить 645 экипажей для легких танков М3л, 245 – для средних М3с, 300 – для «Матильд» и 370 – для «Валентайнов».

Для перегонки танков, поступавших по иранскому маршруту, была сформирована 191-я танковая бригада. Подготовленные экипажи это соединение получало из 21-го учебного танкового полка, дислоцировавшегося в Ереване. В феврале 1943 года для подготовки экипажей непосредственно в Баку на базе 191-й танковой бригады сформировали 27-й учебный танковый полк, а 21-й полк пересадили на Т-34.

Зимой 1943-го 190-я учебная танковая бригада была преобразована в 5-ю, а 194-я – в 6-ю учебные танковые бригады, которые вместе с 16-м учебным танковым полком вошли в состав Учебного бронетанкового центра в Горьком. Впрочем, новые бригады в своем учебном качестве просуществовали недолго. Поставки бронетехники по ленд-лизу пошли на убыль и уже в октябре 1943-го 5-ю учебную танковую бригаду расформировали, а 6-ю в июне того же года переформировали в учебную бригаду офицерского состава.

К концу войны в Красной армии имелось три отдельных учебных танковых полка по подготовке экипажей для ленд-лизовской техники: 16-й в Горьком и 27-й в Баку готовили экипажи танков М4А2, а 20-й в Рязани – экипажи бронетранспортеров всех типов.

Личный состав для частей и подразделений, вооруженных различными типами самоходно-артиллерийских установок, готовился в Учебном центре самоходной артиллерии в городе Клязьме под Москвой.

Командный и технический состав в 1942 году обучали в Чкаловском (для танков «Матильда») и Казанском (для танков «Валентайн») танковых училищах. В конце войны Казанское танковое училище готовило командиров взводов танков «Шерман» и «Валентайн», 3-е Саратовское училище бронемашин и бронетранспортеров выпускало командный и технический состав для частей, имевших на вооружении бронетранспортеры М2, «Скаут» и «Универсал», а Киевское танкотехническое училище готовило техников для обслуживания «Шерманов».

Всего же за годы Великой Отечественной войны различными учебными частями подготовлено 16 322 экипажа для импортной бронетанковой техники.

В связи с поступлением в Красную армию большого количества иностранных танков был разработан специальный штат отдельного танкового батальона, что позволило использовать ленд-лизовские машины как в составе батальона, так и в составе бригады. При этом иностранная материальная часть могла объединяться в подразделениях и частях в различных комбинациях, поскольку только штатов отдельных танковых бригад в 1941–1942 годах имелось не менее семи. В 1943-м начали формироваться отдельные танковые полки армейского и фронтового подчинения, также имевшие на вооружении ленд-лизовскую технику. Кроме того, танками М4А2 и «Валентайн» начиная с 1943 года часто комплектовались танковые полки мехбригад в механизированных корпусах. При этом танковая бригада в составе мехкорпуса могла быть укомплектована как импортными, так и отечественными танками. В итоге в составе Красной армии имелись отдельные танковые и механизированные корпуса трех типов комплектации: полностью отечественными танками, полностью иностранными и имевшие смешанный состав. Что касается частей армейского подчинения, то помимо отдельных танковых полков в них могли включаться самоходно-артиллерийские бригады СУ-57, разведывательные и мотоциклетные батальоны и полки. На вооружении последних часто состояли импортные танки и бронетранспортеры. Так, в бронеавтомобильном разведывательном батальоне имелось до 20 бронетранспортеров «Скаут» и 12 бронемашин БА-64, а в мотоциклетном батальоне – до 10 танков Т-34 или «Валентайн» и 10 бронетранспортеров. Такое же количество танков находилось и в мотоциклетном полку, но бронетранспортеров в нем было больше.

Ремонт и обслуживание

Практически сразу после начала эксплуатации иностранной бронетанковой техники в Красной армии встал вопрос об организации ее ремонта. Уже в декабре 1941-го в Москве для этой цели сформировали ремонтную базу № 82. В 1942–1943 годах ремонтом иностранных танков занимались рембазы № 12 в Баку (затем в Саратове), № 66 в Куйбышеве (затем в Тбилиси) и № 97 в Горьком. Последняя была самой крупной. В течение января – марта 1943-го на ней прошли капитальный, средний и текущий ремонт 415 танков различных типов и 14 бронетранспортеров «Универсал». В основном же починкой бронетранспортеров занималась рембаза № 2 в Москве.

За время войны усилиями ремонтных баз прошли капитальный ремонт 2407 танков иностранного производства.

Необходимо отметить, что с конца 1943 года в Советский Союз начали поступать ремонтные мастерские американского и канадского производства на автомобильных шасси. Полный парк американских мастерских насчитывал до 10 единиц и фактически являлся полевым танкоремонтным заводом. В американский парк входили механические мастерские М16А и М16В, слесарно-механическая мастерская М8А, кузнечно-сварочная мастерская М12, электроремонтная мастерская М18, мастерская по ремонту вооружения М7, инструментальная мастерская и складские машины М14. Все они базировались на шасси трехосного грузовика повышенной проходимости «Студебекер» US6. В парк танкоремонтных мастерских входили еще и 10-тонные автомобильные краны М1 Ward LaFrance 1000 или (реже) Kenworth 570, а также бронированные ремонтно-эвакуационные машины М31 (Т2).

Парк канадских мастерских был меньше американского и состоял из механических мастерских А3 и D3, электромеханической мастерской (все на шасси американского грузовика GMC 353), подвижной зарядной станции OFP-3 и электросварочной мастерской KL-3 (на канадских шасси Ford F60L и Ford F15A соответственно). Непосредственно в ремонтные подразделения танковых частей поступала кузнечно-сварочная мастерская на шасси Chevrolet G7107 американского или Chevrolet (вероятнее всего 8441/С30) канадского производства. Всего за 1944–1945 годы в СССР из Канады было поставлено 1590 автомобильных ремонтных мастерских всех типов.

Американскими и канадскими парками комплектовались подвижные танкоремонтные заводы, отдельные ремонтно-восстановительные батальоны и т. д. армейского и фронтового подчинения. Это позволяло производить не только средний, но и капитальный ремонт бронетанковой техники как импортного, так и отечественного производства. В то же время подвижные мастерские отечественного производства могли обеспечить лишь текущий ремонт.

Окончание читайте в следующем номере.

 
« Пред.   След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011