Главная arrow Статьи arrow Адмирал корабельной науки — часть I
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Адмирал корабельной науки — часть I

В истории ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова да и отечественного кораблестроения в XX веке было три «адмирала корабельной науки»: генерал для особых поручений при морском министре Российской империи академик Алексей Николаевич Крылов, генерал-майор корпуса корабельных инженеров Иван Григорьевич Бубнов и инженер контр-адмирал Виктор Иванович Першин, чей 110-летний юбилей отмечается в этом году.

Время беспощадно, почти не осталось людей, работавших с Виктором Ивановичем, знавших его. Поэтому сегодня, когда исполняется 110 лет со дня рождения В. И. Першина, мы публикуем эти материалы с целью сохранить образ человека, отдавшего все силы становлению Крыловского института и его превращению в крупнейший научный центр отечественного судостроения. Першин был твердо убежден, что только многопрофильный отраслевой научный институт способен прогнозировать реалистичные программы деятельности судостроительной отрасли и требования к уровню ее продукции, основанные на анализе достижений мирового судостроения.

Почти 120-летняя история ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова содержит период с 1945 по 1960 год, когда его развитие проходило особенно бурно. В ту пору были введены в строй основные лаборатории, практически полностью сформирован состав и заложены основы современной структуры института, неуклонно рос его авторитет как научного учреждения. Директором института тогда был Виктор Иванович Першин.

С послевоенной фотографии на нас угрюмо смотрит морской офицер с высшими наградами Советского Союза: двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Отечественной войны, многочисленными медалями, в том числе «За оборону Ленинграда»… Облик обманчив: по словам современников, этот человек долга, чести и дела, огромной энергии и жесткой дисциплины обладал немалым мужеством, но был очень скромен в отношении себя и по-отечески заботлив (но и строг!) к своим сотрудникам. Он всю жизнь посвятил кораблестроению и родному институту, у руля которого встал, когда ему еще не было 40 лет, и который он сделал крупнейшим научно-исследовательским центром судостроения страны и одним из крупнейших научно-исследовательских центров мира. Его жизненный путь типичен для поколения, создавшего научную, индустриальную и военную мощь державы.

Из истории

Деятельность В. И. Першина была многогранной. Работая с 1935 года на различных должностях в Научно-исследовательском институте военного кораблестроения (НИВК), он проводил важнейшие экспериментальные исследования в области бронирования, создания конструктивной защиты крупных надводных кораблей, воздействия дульных газов на корпусные конструкции. Под руководством Першина как председателя межведомственной комиссии были разработаны требования к остойчивости и непотопляемости проектируемых кораблей. При его непосредственном участии удалось решить ряд проблемных вопросов обеспечения прочности и долговечности корпусов при переходе от клепки к электросварке всех конструкций. Виктор Иванович возглавлял первые комплексные мореходные испытания эсминцев, результаты которых впоследствии привели к созданию непревзойденных по мореходности кораблей.


Фото: РИА Новости

Директором института В. И. Першина назначили в апреле 1940 года. К тому времени это был уже ЦНИИ-45 (прежний НИВК ВМС РККА в 1938-м преобразовали в НИИ-45 Наркомата оборонной промышленности, а в 1939-м – в ЦНИИ-45 Наркомата судостроительной промышленности). Изменилась в связи с этим и направленность работ института. Это были вопросы ходкости, мореходности, прочности, корабельной энергетики и электрооборудования. Функции головной научно-исследовательской организации флота в части разработки тактико-технических заданий, предэскизного проектирования, наблюдения за проектированием кораблей в ЦКБ, прежде принадлежавшие НИВКу, перешли к Научно-техническому комитету (НТК) ВМФ. Вместе с тем, объединившись в 1938 году с НИИ-4 (Научно-исследовательский институт судостроения), институт выступил заказчиком и будущим хозяином грандиозной стройки – комплекса новой уникальной экспериментальной базы. Продвижение этого строительства стало одной из главных забот В. И. Першина.

То, что сделано Першиным и его соратниками, на многие годы обеспечило отечественное кораблестроение современными методами экспериментальных, а впоследствии и теоретических исследований. Нельзя при этом обойти вниманием первую шеренгу ближайших сподвижников Виктора Ивановича – коллектив преданных ему талантливых ученых, конструкторов и умельцев-модельщиков. К первой шеренге сподвижников Першина следует отнести инженер-капитана 1-го ранга Владимира Николаевича Перегудова – организатора работ по новым перспективным направлениям кораблестроения, Юрия Владимировича Кривцова – главного инженера института, ведавшего строительством комплекса бассейнов, Юлиана Александровича Шиманского – академика, председателя ученого совета института, вице-адмирала в отставке Сергея Петровича Ставицкого (по существу консультанта Виктора Ивановича по вопросам вооружения), капитана 1-го ранга Михаила Яковлевича Минина – организатора исследований в области акустической защиты кораблей, в последние годы – Льва Аркадьевича Гордона – заместителя начальника проектно-исследовательского бюро (впоследствии преобразованного в первое отделение института). Принятое в 1958 году по инициативе В. И. Першина и при активной поддержке министра судостроительной промышленности постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о дальнейшем развитии экспериментальной базы института стало по существу стратегическим планом вплоть до начала 90-х годов.

О роли института

У В. И. Першина было вполне определенное и четкое видение задач и места института и в отрасли, и в системе промышленность – флот. В первые послевоенные годы Виктору Ивановичу пришлось потратить много сил и энергии в борьбе за сохранение многопрофильного института в качестве единого целого. Несмотря на его категорические возражения, состоявшийся в марте 1947 года научно-технический совет МСП рекомендовал разделить ЦНИИ-45 на несколько самостоятельных институтов: кораблестроительный (вопросы ходкости, мореходности и прочности), механический и электротехнический. В своем «Особом мнении» член НТС МСП В. И. Першин четко и аргументированно показал вред такого дробления и распыления научных кадров и экспериментальной базы и изложил свою важнейшую стратегическую концепцию: «...на ближайшие 15–20 лет только институт, созданный как единый комплекс… под единым научным и административно-техническим руководством может обеспечить действительный прогресс как каждой отрасли кораблестроительной техники в отдельности, так и всей научно-исследовательской работы по судостроению в целом».

Вынужденное разделение ЦНИИ-45 на три института все же состоялось в 1951 году, однако директору удалось в известной степени минимизировать его отрицательные последствия за счет ограничения их автономии и сохранения за собой общего руководства технической политикой по основным направлениям деятельности. Между тем центробежные тенденции новых образований нарастали, и только в начале 1960 года Виктору Ивановичу удалось полностью реализовать свои намерения: в соответствии с приказом министра судостроительной промышленности Б. Е. Бутомы ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова вновь стал единым научным учреждением, объединившим восемь отделений. С легкой руки Бориса Евстафьевича в обиход вошло название Крыловский центр.

Другим важным стратегическим замыслом Виктора Ивановича, направленным на превращение института в подлинно головной научный центр нашего судостроения, способный на равных полемизировать с заказчиками, в первую очередь с ВМФ, о рациональных путях развития флота и выборе оптимальных характеристик кораблей и судов, явился выпуск в начале 1948 года приказа министра об обязательной экспертизе институтом проектов, разрабатываемых ЦКБ Минсудпрома для всех заказчиков кораблей и судов на всех стадиях их проектирования. Тем же приказом институту поручено возобновить проектно-исследовательские работы по определению технического облика и характеристик перспективных кораблей.

Для выполнения приказа в институте был образован специальный отдел, со временем превратившийся в проектно-исследовательское бюро, руководство которым директор первоначально возложил на себя. В это время в проектно-исследовательском бюро сложился довольно многочисленный коллектив, включая специалистов старшего поколения: Ставицкого Сергея Петровича, бывшего старшего артиллериста линкора «Севастополь», а позже командующего Балтийским флотом в звании вице-адмирала, Бесполова Федота Евдокимовича, бывшего главного конструктора тяжелого крейсера проекта 69, Маслова Анатолия Иосафовича, бывшего главного конструктора лучшего довоенного крейсера «Киров», Щеглова Александра Николаевича, старейшего российского подводника, ходившего в Первую мировую войну механиком на подводных лодках типа «Барс», Каверина Федора Андреевича, талантливого главного конструктора подводных лодок, Волкова Николая Николаевича и Александрова Александра Артемьевича, корабельных инженеров – специалистов по гражданским судам.

Авторитет непререкаемый

На вопрос о том, не будет ли работа проектно-исследовательского бюро дублированием работ, ведущихся ВМС, Виктор Иванович ответил отрицательно:

– Кроме ВМС судостроительная промышленность должна учитывать интересы транспортного, рыбопромыслового, речного и других флотов. Необходима также координация строительства упомянутых флотов с точки зрения интересов государства. Помимо этого, государству требуется беспристрастный эксперт по оценке объективности требований заказчиков с учетом реальных возможностей страны.

В дальнейшем проектно-исследовательское бюро было преобразовано в отделение перспективного проектирования военных кораблей и гражданских судов. Ярким примером смелости и принципиальности Виктора Ивановича в этой области деятельности является выпуск им в 1950 году аргументированного отрицательного заключения института по проекту ТТЗ на линейный корабль проекта 24, закладка которого в 1955-м предусматривалась утвержденным И. В. Сталиным десятилетним планом военного судостроения на 1946–1955 годы. По рекомендации института министр отказался согласовать данный документ, предусматривавший проектирование громадного линкора, по сути повторяющего довоенный проект 23. От завершения строительства линкоров этого типа после войны по целому ряду причин отказались. Такая позиция института позволила сэкономить немалые средства. И это не единственный пример.

Отлично владея военно-морскими вопросами, Виктор Иванович инициировал проведение институтом проектных проработок подлинно перспективных кораблей – авианосцев, кораблей с ракетным оружием и принципиально новых подводных лодок. К сожалению, с ликвидацией Минсудпрома в 1992 году эта функция института в значительной мере была ослаблена (и не по его инициативе). Монополизация вопросов определения перспектив, формирования кораблестроительных программ, прекращение прогнозных исследований и ликвидация экспертизы в промышленности, безусловно, явление временное, хотя плата за это может оказаться весьма чувствительной.

В. И. Першин стоял у истоков проводимых в условиях строжайшей секретности (даже без участия представителей ВМФ) первых проектных проработок атомной подводной лодки проекта 627. Они велись под руководством заместителя директора института В. Н. Перегудова (будущего главного конструктора и начальника СКБ-143) в Москве, на территории Курчатовского института атомной энергии, куда Виктор Иванович периодически выезжал с небольшой группой своих специалистов, обеспечивая решение ключевых вопросов проектирования (выбор материала корпуса, глубины погружения, мощности энергетической установки и т. п.). В обеспечение разработки первой атомной подводной лодки подразделения института выполнили в 1952–1955 годах под руководством В. И. Першина большой комплекс работ в области ходкости, управляемости, прочности, акустической защиты и т. п., внедрив в проект ряд новых технических решений по обводам корпуса, конструкции, малошумному гребному винту, средствам акустической зашиты. Проведение комплекса таких работ в постоянно растущем объеме стало с тех пор на долгие годы важнейшим направлением деятельности института.

Дальновидным оказалось мнение В. И. Першина по перспективным обводам ПЛ. Главный конструктор Ф. А. Каверин предложил вариант подводной лодки в форме тела вращения с одновальной энергетической установкой. Он показал, что такой вариант превосходит по ходовым и пропульсивным качествам двухвальную подводную лодку. Это предложение было встречено недоброжелательно, если не сказать враждебно, специалистами не только ЦКБ, но и ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова. Но Першин оценил и поддержал это предложение, которое в дальнейшем было реализовано на многих наших подводных лодках.

Обладая высшим военным и техническим образованием и широчайшей эрудицией, В. И. Першин смело и уверенно вносил предложения и по совершенствованию корабельного оружия и вооружения. Так, в начале 60-х годов на совещании в Минсудпроме он внес предложение об обеспечении при разработке в НИИ-49 системы управления ракетного комплекса «Гранит» сбора всех ракет в залпе – в одновременно подходящую к цели группу, что серьезно осложнило возможность их перехвата. Это предложение было поддержано министром и военными и впоследствии реализовано.

Целенаправленная 20-летняя работа Виктора Ивановича по превращению института в подлинно головной научный центр, определяющий перспективы развития нашего военного и гражданского судостроения, заложила твердый фундамент для его дальнейшей успешной деятельности. С тех пор на многие годы вперед стало обычным участие института в разработке и обосновании долгосрочных программ развития отрасли, новых типов кораблей и судов, создании руководящих документов, норм, методик, правил проектирования по основным направлениям наук, имеющих отношение к кораблестроению, а также в расследовании различного рода аварийных происшествий с кораблями.

Авторитет Виктора Ивановича Першина был непререкаем в институте, в отрасли, у руководства Минсудпрома и ВМФ. Этому в немалой степени способствовали его глубокая порядочность, а также смелость и независимость суждений, невзирая на лица. Известен эпизод, когда при рассмотрении на самом высоком уровне скандальной проблемы с появлением трещин в сварном броневом поясе строящегося головного крейсера проекта 68 бис на вопрос И. В. Сталина, почему так вышло, Виктор Иванович ответил: «Из-за нашего незнания» – и услышал в ответ: «За незнание мы не наказываем, идите и исправляйте...»

Эта критическая ситуация привела к обострению конфликта между двумя институтами – ЦНИИ-45 и ЦНИИ-48. Дело в том, что в ЦНИИ-45 существовала группа специалистов в области проблем прочности и изучения свойств судостроительных материалов. Внутренне эта группа не являлась единой, в ней практически не было специалистов, знающих металлургическое и сварочное производство. Тем не менее из ее недр исходили различные предложения о путях преодоления возникших трудностей. Все это осложнило отношения директоров двух крупнейших институтов Минсудпрома – Виктора Ивановича Першина и Андрея Сергеевича Завьялова.

Улучшением отношений занялись ведущие специалисты институтов – Валентин Федорович Безукладов (ЦНИИ-45) и Александр Александрович Крошкин (ЦНИИ-48). Они понимали, что сложившаяся ситуация не идет на пользу делу и не способствует укреплению авторитета институтов. Что-то надо было предпринять. Хорошо, если бы один из директоров позвонил другому, но этого не происходило. Однако наконец лед тронулся. А. С. Завьялов позвонил В. И. Першину. Состоялся разговор примерно такого содержания: «Виктор Иванович, тебе не надоело, что мы, как два гладиатора, на потеху Минсудпрому сражаемся картонными мечами?». «Если честно, Андрей Сергеевич, то надоело».

Директора встретились, распили добрую «мировую», и судьба «металлического» подразделения ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова была решена. Приказом Госкомитета по судостроению в 1959 году группа в полном составе, без изъятий, вместе со всем оборудованием была переведена в ЦНИИ-48.

Окончание читайте в следующем номере.

 
« Пред.   След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011