Главная arrow Статьи arrow Базы в гранитных скалах
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Базы в гранитных скалах

Объективное освещение проблем военного строительства в СССР, подготовки его армии и флота накануне Второй мировой войны, анализ богатейшего опыта, накопленного Вооруженными Силами в тот период, до сих пор являются одной из основных задач российских военных историков. И в этой связи уникальны страницы летописи Северного флота.

С Балтики в Кольский залив

В начале 30-х годов советское военно-политическое руководство уделяло повышенное внимание укреплению обороны северо-западной части страны. В соответствии с приказом наркома по военным и морским делам СССР от 15 апреля 1933 года переход на север совершили эскадренные миноносцы «Урицкий» (командир А. С. Мельников) и «Куйбышев» (командир С. С. Рыков), сторожевые корабли «Ураган» (командир Г. А. Визель) и «Смерч» (командир В. А. Фокин), подводные лодки «Декабрист» (Д-1, командир Б. А. Секунов) и «Народоволец» (Д-2, командир Л. М. Рейснер). Этот переход получил название экспедиция особого назначения (ЭОН-1).

В короткий срок для кораблей Северной военной флотилии (СВФ) в Мурманском порту оборудовали временную базу, что позволило морякам без промедления приступить к отработке задач боевой подготовки. В августе 1933 года было сформировано руководство нового объединения ВМФ. Командующим назначается З. А. Закупнев, начальником политического отдела – П. П. Байрачный, временно исполняющим обязанности начальника штаба – В. Ф. Андреев, которого в сентябре сменил Ю. А. Пантелеев.


В сентябре 1933-го из Кронштадта в Мурманск тем же путем прибыла вторая экспедиция особого назначения (ЭОН-2) в составе эскадренного миноносца «Карл Либкнехт» (командир К. Ю. Андреус), сторожевого корабля «Гроза» (командир А. Е. Пастухов) и подводной лодки «Красногвардеец» (Д-3, командир К. Н. Грибоедов). Переходом второго отряда кораблей, который продолжался 28 суток, руководил И. С. Исаков (начальник штаба ЭОН-2 – Ю. А. Пантелеев).

В состав Северной военной флотилии также включили тральщики «Налим», «Форель» и «Ролик», переоборудованные из рыболовных судов, подразделения береговой обороны Мурманского сектора и посты наблюдения и связи, развернутые на побережье Кольского залива еще до прихода кораблей с Красно-знаменного Балтийского флота. Из них в октябре 1933 года сформировали три отдельных дивизиона – эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и подводных лодок. Последний возглавил бывший командир подводной лодки Д-3 К. Н. Грибоедов.

Одновременно с боевыми кораблями на север переводились вспомогательные суда, необходимые для обеспечения базирования, ремонта и управления флотилией. Так, в качестве временного штабного корабля использовалось учебное судно «Комсомолец», пришедшее с Балтики в Кольский залив вокруг Скандинавии. Небольшой транспорт «Умба» был оборудован под плавучую базу для подводных лодок. Ремонтной базой субмарин служила плавучая мастерская «Красный Горн».

Боевая подготовка – круглый год

По решению советского правительства в Кольском заливе (Екатерининская гавань) в 1933 году началось строительство главной базы СВФ «Полярное», а в 1936-м – дальнейшее расширение военно-морских баз и аэродромов на Северном морском театре. Это было сопряжено с большими трудностями. Люди работали в сложных климатических условиях. Пирсы, пристани, казармы, береговые батареи и другие военные объекты сооружались на гранитных скалах. Но важное правительственное задание удалось выполнить в течение непродолжительного времени.

Уже в 1935 году завершились основные работы по созданию главной базы. В нее перешли из Мурманска отдельный дивизион подводных лодок и отдельный дивизион эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей вместе со штабом, полит-отделом и всеми центральными учреждениями флотилии. Это было большим праздником для военных моряков и трудящихся Заполярья. Во время торжеств эсминец «Карл Либкнехт» произвел артиллерийский салют из 21 залпа. Над главной базой поднялись Государственный и Военно-морской флаги, а на кораблях и в береговых частях – флаги расцвечивания.

В 1935 году командующим Северной военной флотилией назначен К. И. Душенов, а начальником штаба – П. С. Смирнов. Вместе с численным ростом СВФ повышалась и совершенствовалась боевая подготовка североморцев. В отличие от Балтийского театра, на котором она носила сезонный характер, на севере ею занимались круглый год. С началом весны надводные корабли и подводные лодки приступали к отработке курса учебных задач в Кольском заливе и Белом море, а осенью совершали дальние плавания.

Интенсивно занималась боевой подготовкой и бригада подводных лодок, которая была одним из основных соединений СВФ. Подводники ходили между Кольским заливом и Белым морем, к берегам Новой Земли, в Карское море, достигали Норвежского и Гренландского морей. Нередко субмарины совершали дальние походы в сильные шторма. Это служило хорошей школой морской закалки и боевой выучки экипажей ПЛ.

В тяжелых метеорологических условиях протекал в 1935 году дальний поход дивизиона подводных лодок типа Д под командованием К. Н. Грибоедова. Во время этого плавания подводники побывали на Новой Земле. Вернувшись в Баренцево море, они приняли участие в плановом тактическом учении флотилии. Когда корабли СВФ возвратились в базу, пришла весть о награждении большой группы североморцев орденами Советского Союза за большие успехи в освоении морского театра и боевой подготовке. Среди удостоенных высшей награды – ордена Ленина были командир дивизиона подводных лодок К. Н. Грибоедов, командир подводной лодки Л. М. Рейснер, инженеры-механики П. С. Мокржицкий и Д. А. Печенкин.

Осенью 1936 года дивизион ПЛ совершил дальний поход, продолжавшийся 45 суток. За это время лодки прошли более семи тысяч миль.

Благодаря успехам, достигнутым полярниками и военными моряками в изучении и освоении Арктики, в 1935 году Северный морской путь превратился в постоянно действующую транспортную магистраль СССР. По ней совершали сквозные плавания не только ледоколы, но и обыкновенные транспортные суда.

В 1936 году первый переход на Дальний Восток по этому пути предприняли военные корабли Краснознаменного Балтийского флота – эскадренные миноносцы «Войков» (командир – капитан 3-го ранга М. Г. Сухоруков) и «Сталин» (командир – капитан-лейтенант В. Н. Обухов). 17 октября 1936 года они прибыли во Владивосток и вошли в состав Тихоокеанского флота.

Полнокровное объединение

В соответствии с приказом народного комиссара обороны от 11 мая 1937 года Северная военная флотилия была реорганизована в Северный флот. В конце 1937-го СФ пополнился новыми подводными лодками. Щ-401, Щ-402, Щ-403 и Щ-404 совершили переход с Балтийского моря под командованием капитана 1-го ранга К. Н. Грибоедова и составили второй дивизион ПЛ Северного флота. Командовали лодками капитан-лейтенант И. А. Немченко, старший лейтенант Б. К. Бакунин, капитан-лейтенант И. Е. Ефимов и старший лейтенант И. А. Колышкин.

В 1936 году в бухте Грязная (Кольский залив) закончилось оборудование морского аэродрома, на который вскоре перебазировалось с Балтики звено морских разведчиков под командованием старшего лейтенанта Г. В. Степанова. Эти три самолета МБР-2 положили начало развитию авиации Северного флота. В 1937 году на СФ была создана 45-я отдельная морская эскадрилья.

Таким образом, Северный флот с первых лет своего существования развивался как полнокровное объединение разнородных сил, состоявшее из надводных кораблей, подводных лодок, авиации и береговой артиллерии.

Значительное пополнение новыми боевыми единицами позволило сформировать в составе СФ два корабельных соединения – бригаду эскадренных миноносцев двухдивизионного состава (командир – капитан 2-го ранга М. Н. Попов) и бригаду подводных лодок четырехдивизионного состава (командир – капитан 2-го ранга Д. А. Павлуцкий). Несколько ранее было создано соединение ОВР (охрана водного района) главной базы, в которое вошли два тральщика, три торпедных катера и несколько сторожевых катеров – малых охотников за подводными лодками типа МО-4, также переброшенных с Балтийского флота.

Главной причиной, сдерживавшей дальнейший рост состава корабельных соединений СФ, стала недостаточная интенсивность работ по созданию новой главной базы флота в Ваенге, а также по оборудованию мест базирования кораблей и строительству новых аэродромов.

Удар от своих

Существовали на Северном флоте и проблемы иного характера. На его развитие во второй половине 30-х годов повлияли внутриполитические события в стране. В ходе массовых репрессий командно-начальствующий состав СФ понес существенные потери. Немало лучших североморцев были арестованы органами НКВД по обвинению в совершении политических преступлений. Среди них оказались капитан-лейтенант И. Е. Ефимов, капитан 2-го ранга А. С. Мельников, интендант 3-го ранга П. С. Мокржицкий, военинженер 2-го ранга Д. А. Печенкин, капитан 3-го ранга А. Е. Пастухов, капитан 2-го ранга В. А. Фокин.

Получили различные сроки без вины виноватые старший лейтенант И. А. Немченко, капитан 2-го ранга Л. М. Рейснер, капитан 3-го ранга С. С. Рыков, капитан 1-го ранга П. С. Смирнов.

Часть командиров и политработников приговорили к расстрелу, в том числе бригадного комиссара П. П. Байрачного, капитана 1-го ранга К. Н. Грибоедова, флагмана 1-го ранга К. И. Душенова.

Тема политических репрессий на Северном флоте до настоящего времени мало изучена. Не выработаны объективные критерии для оценки влияния их последствий на боеспособность сил СФ. Известны имена далеко не всех военных моряков, незаконно наказанных в 1937–1938 годах.

История Северного флота еще ждет объективного освещения.

 
« Пред.   След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011