Главная arrow Статьи arrow Искусство управления огнем
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Искусство управления огнем

Вооруженные конфликты у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, Советско-финляндская война вскрыли ряд серьезных недостатков в боевом применении артиллерии – от низкой эффективности средств артиллерийской разведки до неумения штабов организовывать боевые действия и управлять в ходе боя частями и подразделениями. А боевой опыт применения артиллерии в Финляндии убедительно доказал: для управления огромной массой артиллерии необходимо иметь штабы артиллерии фронта и армий, а также сделать более полнокровными штабы артиллерии корпусов и дивизий, обеспечив их достойными командирами и надежными средствами управления.

Кадровые вопросы

Важнейшей тенденцией преобразования центральных органов управления стали повышение командных, а не инспекторских функций в их деятельности, переход от института инспекторов артиллерии к институту начальников (командующих). Это обусловливалось количественным ростом артиллерии, ее качественным совершенствованием, появлением новых видов артиллерии, возрастанием огневых возможностей в интересах действий стрелковых, бронетанковых и механизированных войск.

Первые месяцы Великой Отечественной войны показали: отсутствие высшего органа управления артиллерией в общей организационно-штатной структуре Наркомата обороны во многом снижало качество и эффективность управления ею на фронтах огромной протяженности в условиях отсутствия необходимых разведывательных данных. В срочном порядке восстанавливалась должность начальника артиллерии Красной армии. При нем формировалось Главное управление в составе штаба, инспекции, ряда управлений и отделов.

Параллельно возрастал правовой статус артиллерийских начальников. Их поставили в ранг командующих артиллерией – заместителей общевойсковых командиров. Командующий артиллерией Красной армии не только возглавлял род войск, но и был заместителем Верховного главнокомандующего, выполнял его важнейшие поручения в действующей армии как представитель Ставки ВГК.

Реализован принцип жесткой централизации в органах военного управления, который предопределил совмещение в лице командующего артиллерией Красной армии командных и снабженческих функций. Это позволяло ему с большей эффективностью решать вопросы строительства рода войск, снабжения его вооружением и боеприпасами, организации боевого применения.

Впервые в советской артиллерии был создан Штаб артиллерии. Основной тенденцией в его деятельности стало поддержание тесного взаимодействия с соответствующими штабами других родов войск, авиации и ВМФ, управлениями и отделами Народного комиссариата обороны и Генерального штаба. Именно эта деятельность способствовала повышению статуса Штаба артиллерии в управлении родом войск. С 1943 года он стал называться Штабом артиллерии Красной армии. Офицеры оперативного и разведывательного отделов, входящих в его состав, приобрели богатейший опыт управления крупными массами артиллерии на всех театрах войны, где велись боевые действия.

Необходимо отметить и количественный рост штатного состава Главного управления командующего артиллерией, органов управления от Штаба артиллерии Красной армии до фронтов (армий) и соединений, а также тенденцию к созданию под руководством и контролем Штаба артиллерии Красной армии системы разведывательных органов артиллерийских штабов.

Выше, дальше, сильнее

Исследования в области материальной части артиллерии показывают, что созданную в предвоенные годы систему вооружения Красной армии кардинально пересматривать не пришлось. Благодаря совместной работе наркоматов оборонных отраслей промышленности и Академии наук СССР еще в предвоенные годы теоретически разработаны и практически заложены проектные и технические основы производства орудий для артиллерии Сухопутных войск. При этом отмечалось стремление к использованию в производстве артиллерийского вооружения отечественного сырья с наименьшими затратами дефицитных материалов.

В рамках совершенствования тактико-технических характеристик артиллерийских систем шло увеличение дальнобойности орудий. Повышались мощность снаряда, скорострельность орудий. Увеличивались углы горизонтального и вертикального обстрела и т. д.

Необходимость повышения дальнобойности орудий особенно наглядно проявилась при обороне крупных промышленных городов, в частности Ленинграда. Обстановка, сложившаяся в блокированном городе, требовала учета и борьбы за каждую сотню метров в дальности стрельбы. Дальнобойные орудия противника обстреливали город с недосягаемых для основной массы советской артиллерии позиций. В этих условиях дальнобойные 152-мм пушки образца 1935 года (БР-2) пришлось располагать на позициях у подножия Пулковских высот, вблизи переднего края обороны.

Росли возможности артиллерии в борьбе с бронетанковой техникой противника. Это было связано с поступлением на вооружение немецкой армии образцов с усиленной броневой защитой. К решению задачи борьбы с бронеобъектами противника оказалось необходимым привлечение не только ПТА, но и других видов артиллерии, в частности дивизионной.

Развитие минометного вооружения проявлялось в увеличении дальности и улучшении кучности стрельбы, а также повышении маневренных качеств.

Устойчивыми тенденциями развития реактивных систем залпового огня стали увеличение пакета стволов (направляющих), а также тактической подвижности и маневренности подразделений, уменьшение габаритов и массы пусковых устройств, повышение кучности и точности стрельбы реактивными снарядами. С последним напрямую связан резкий рост плотности огня. Разработка в 1944 году 132-мм и 300-мм снарядов улучшенной кучности обеспечила повышение плотности огня соответственно в три – шесть раз по сравнению с плотностью огня снарядов более ранних образцов.

Проявившиеся в военные годы тенденции в развитии РА были напрямую связаны с рядом ее конструктивных преимуществ, обеспечивающих массирование огня, высокую оперативно-тактическую подвижность и мобильность подразделений и частей, оснащенных РСЗО. В то же время в ходе войны дальность стрельбы РА оставалась недостаточной (7–8 км). Все еще значительным оказалось рассеивание снарядов (снаряды при залпе одной БМ покрывали площадь 7–11 га, при этом не обеспечивалась требуемая плотность огня). Боевые машины были уязвимы для огня противника вследствие своих относительно больших размеров и крайне низкой защищенности.

Общим для всех видов и калибров артиллерии стало стремление к своевременному выбору и поддержанию оптимальной военно-технической политики, выработанной военным руководством в отношении артиллерийского вооружения. Внедрение же в военную промышленность метода унификации способствовало удешевлению производства и упрощению эксплуатации материальной части артиллерии в войсках.

Совершенствование матчасти позволяло Главному управлению командующего артиллерией Красной армии, ГАУ, соответствующим НИИ и КБ своевременно реагировать на изменения в тактике противника и своих войск.

При этом повышались боевые качества орудий, минометов, БМ, САУ и упрощалось их производство. Широкое применение стволов-моноблоков, а в изготовлении лафетов – литья, сварки, штамповки обеспечивало простоту и технологичность конструкций систем. Принцип унификации лафетов, прицелов и т. д. подтвердил свою жизненность. Оправдало себя наложение более мощного ствола на освоенный производством лафет. Благодаря этому быстро налаживались массовый выпуск орудий и поставка их в действующую армию.

Развитие организационных форм и подготовка кадров

Войсковая артиллерия шла по пути увеличения самостоятельности соединений и объединений в бою и операции. Расширялись возможности влияния общевойсковых начальников на ход боевых действий с огнем штатной артиллерии. Создавались лучшие условия для тесного и непрерывного взаимодействия артиллерии со стрелковыми, бронетанковыми и механизированными войсками. Расширялись возможности в организации ПТО и контрбатарейной борьбы.

Основным в развитии организационных форм артиллерии РВГК стал переход от отдельных дивизионов, полков и бригад к крупным артиллерийским соединениям. До 70 процентов материальной части артиллерии РВГК к концу войны находилось в артиллерийских бригадах, дивизиях и корпусах прорыва. При этом артиллерийские соединения РВГК, оправдавшие себя в ходе войны, показали не только большие организационные, оперативные, но и экономические преимущества. Число обслуживающего личного состава на одно орудие в этих соединениях к концу 1943 года уменьшилось в два раза по сравнению с линейными частями и соединениями.

Появление новых видов артиллерийского вооружения, совершенствование организации рода войск, развертывание армии и новых формирований предопределили изменения системы подготовки кадров для артиллерии. Она все больше приспосабливалась к условиям военного времени, связанным с сокращением сроков обучения в военно-учебных заведениях, с внедрением в практику обучения новых программ, предусматривавших увеличение времени на изучение тактики артиллерии, техники и специальных дисциплин (до 75–80% от довоенных).

В ходе войны в стрельбе и управлении огнем артиллерии проявились тенденции к определению установок для стрельбы на основе полной подготовки, сокращению времени на подготовку массированного огня. Массированный огонь артиллерии позволял в короткие сроки нанести решительное поражение важнейшим объектам противника и во многом определить успешное выполнение войсками задач в ходе операции.

В учебно-воспитательном процессе усиливались принципы героико-патриотического воспитания, уважения к богатому историческому опыту России, в том числе к опыту русских артиллеристов, обучения слушателей и курсантов на опыте войны и т. д.

В боевой подготовке большое внимание уделялось проведению учений с боевой стрельбой, где в качестве целей использовалась трофейная боевая техника. Выбор тем для занятий с командирами артиллерийских подразделений и частей проходил с учетом характера предстоящих боев и условий местности. Налицо было и стремление обобщить передовой опыт и распространить его в действующей армии, военно-учебных заведениях, в военных округах и учебных лагерях, где готовились резервы для фронта.

Определенные изменения происходили и в области оперативной подготовки высшего командного и начальствующего состава и органов управления артиллерией. Командно-штабные игры, учения на картах и на местности проводились совместно с общевойсковыми командующими и штабами. Перед конкретной наступательной (оборонительной) операцией организовывались по той или иной тематике военные игры, а также занятия на макетах местности или крупномасштабных рельефных картах.

Таким образом, исследование локальных войн и вооруженных конфликтов межвоенного периода, операций и сражений Второй мировой войны показывает наличие устойчивых повторяющихся связей, отношений и зависимостей. Выявленные в виде тенденций и закономерностей, они оказываются неразрывно связаны с вопросами преобразования органов управления в артиллерии, руководства боевой и оперативной подготовкой, с дальнейшим совершенствованием материальной части и организации артиллерии, обучением и воспитанием кадров, развитием артиллерийской науки и т. д.

Глубокое понимание и использование законов войны и вооруженной борьбы, принципов оперативного искусства и тактики в боевой деятельности командующих и штабов – важнейшие условия достижения победы в бою и операции, успешного разгрома и уничтожения противника. В современных реалиях это также имеет большое значение для обоснования ряда решений в области строительства РвиА.

 
След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011