Главная arrow Статьи arrow Чем стрелять будем?
Главное меню
Главная
Галерея
Поля/Услуги
Контакты
Гостевая
Статьи
Амуниция
Новости
Интересное
Партнёры
О войне
Военные действия
Статьи о войне
Полезные ссылки
Армия
Военная история
Оборона и безопасность
Оборонка
Оружие
Чем стрелять будем?

В ходе недавней поездки в Самару («ВПК», № 37) заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин затронул крайне важную, если не сказать кричащую тему – выживание отечественной боеприпасной отрасли. Тем более что в регионе есть относящееся к ней градообразующее предприятие в Чапаевске, которое когда-то процветало, а теперь едва сводит концы с концами. Выживет ли эта сфера ОПК, более всего пострадавшая от шоковых экономических реформ 90-х и до сих пор находящаяся в критическом состоянии? Что необходимо для ее спасения?

По словам Дмитрия Рогозина, самые проблемные отрасли сегодня – это производство боеприпасов и спецхимия (изготовление порохов). Именно в них практически не поступали средства по линии гособоронзаказа все последние годы. Но сейчас начала реализовываться Федеральная целевая программа развития ОПК, которая направлена на техническое переоснащение таких предприятий. Те, что сохранились, никто не собирается перепрофилировать.

«Мамы» и «папы»

Наоборот, есть планы по приданию им современного облика для того, чтобы когда в «оборонку» пойдет основная часть предназначенных для нее денег (через два-три года), данные предприятия были готовы выполнить ГОЗ.

Сейчас Научно-технический совет Военно-промышленной комиссии занимается рядом научных программ, связанных с разработкой (в рамках спецхимии) ровно горящих порохов, а также поддержкой НИР и ОКР по новым боеприпасам.


Фото: Олег Фаличев

– Мы считаем, что госзаказчиками в настоящее время сделан излишний упор на выпуск бронебойных боеприпасов к стрелковому оружию, – сказал Рогозин. – Это важное направление, но крен явно избыточен. Сегодня у нас все боеприпасы создаются ради решения задачи – пробивать любые бронежилеты на дистанции 500–1000 метров. Налицо чисто военный подход.

В реальности же в Российской Федерации все острее встает вопрос борьбы с терроризмом. А она зачастую носит характер ближних боев, что порождает потребность прежде всего в производстве экспансивных боеприпасов, которые имеют сильное останавливающее действие.

Сегодня, по словам вице-премьера, ОПК будет ориентироваться именно на их создание, а также пуль, состоящих из различных компонентов (мелких частиц), последние при столкновении с твердым телом рассыпаются, а в живую ткань проникают. Это важно, например, при проведении спецопераций в захваченном террористами самолете. При попадании в корпус салона машины пули его не пробьют и потому не произойдет разгерметизация воздушного судна.

Подобные и другие уникальные боеприпасы сейчас разрабатывают российские ученые. Как только проекты будут успешно завершены (а это уже ближайшее будущее), государственным заказчикам предложат закупить именно такие изделия.

– Мог бы назвать и другие разработки, но в целом надо иметь в виду, что любой боеприпас – это, образно говоря, «папа», – продолжил Рогозин. – Для него нужна еще и «мама» – стрелковое оружие либо так называемая малая артиллерия. Вот почему ныне мы работаем еще и над современными видами стрелкового оружия, в том числе снайперского, штурмовыми винтовками, новым пистолетом...

Лучшие образцы сейчас проходят государственные испытания, и если будут приняты на вооружение, то к ним также потребуется широкая номенклатура современных боеприпасов. Поэтому отрасль должна, отметил Дмитрий Рогозин, пережить наше тяжелое время. Министерство промышленности и торговли, которое в основном контролирует такого рода предприятия (они имеют форму казенных предприятий, ГУПов), оказывает сейчас содействие субсидиями, направляемыми на их техническую модернизацию. Ожидается, что Минобороны, другие силовые ведомства через определенное время сделают серьезные заказы на современные боеприпасы, которые будут необходимы как при обучении военнослужащих, так и в создании новых видов оружия для уничтожения террористов на территории России.

Чтобы не было конфликтов

В целом значительная часть ГОЗ ориентирована на контрактацию не годовую, а сроком на несколько лет вперед. Как сказал вице-премьер, ОПК и Военно-промышленной комиссией сейчас достигнуто взаимопонимание с Министерством обороны по стопроцентному авансированию госзаказа. Это необходимо для того, чтобы предприятия могли внедрить технические инновации, обеспечить себя всеми комплектующими для изготовления конечной продукции. По сути дела многие контракты заключены на 2013–2015 годы, вплоть до 2017-го. Хотя есть и однолетние, которые будут подписываться в конце 2012 – начале 2013-го. И все это в целом отвечает запросам «оборонки».

Но сейчас Военно-промышленная комиссия приступает к разработке уже новой Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2016–2025 годы. От госзаказчиков (МО РФ, другие российские силовые структуры) требуется своевременно подать заявки на создание новых систем ВВТ.

– Мы говорим о ГПВ-2020, но уже начали готовить ГПВ-2016–2025, – подчеркнул Рогозин. – Этот труд на перспективу одобрен Советом безопасности России и президентом страны.

Шла речь на заседании Совбеза и о мерах усиления контроля за выполнением ГОЗ, которые требуют корректировки. Как сообщил вице-премьер, буквально на днях выйдет указ главы Российского государства о формировании Межведомственной рабочей группы (МРГ), которая возьмет на себя функции строгого и дотошного наблюдателя за размещением и исполнением ГОЗ. Каждый квартал президента России будут информировать не только об этом, но также о конфликтных вопросах, которые требуют немедленного вмешательства первых лиц РФ и урегулирования, как говорится, в режиме ручного управления.

Межведомственная рабочая группа получит права конечного арбитра в разногласиях между ОПК и Минобороны. Это позволит не выносить на уровень руководства Российской Федерации «торговые войны», которые сопровождали нас в 2011 году и частично продолжились в 2012-м. Причем конфликт вновь был вынужден улаживать президент.

– Надеюсь, в следующем году (после создания МРГ) такого рода проблемы не возникнут, – отметил Дмитрий Рогозин. – А будут решаться планово и системно. Мы такую систему сейчас выстраиваем.

Подключится к устранению данной проблемы и Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), которая указом президента недавно переведена из подчинения Минобороны в ведение правительства РФ. Активнее будет работать в этом направлении и такое подразделение Рособоронзаказа, как Всероссийский институт межотраслевой информации. Он займется планированием ГОЗ на перспективу, а также информированием российского руководства о том, как осуществляется подобного рода научно-техническая и промышленная политика за рубежом.

Все решения, подготовленные Советом безопасности России, находятся в высокой степени готовности и вскоре поступят на утверждение в Кремль.

 
« Пред.   След. »
Copyright Patrioty.Info (c) 2006-2011